Марина Москвина
Сергей Седов

Что случилось с крокодилом

пьеса

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1. КРОКОДИЛ-1 – сутулое существо средних лет, немного туповатый, но с доброй душой под жесткой крокодиловой кожей. Хвост крокодила абсолютно неживой и откровенной привязанный, толстое волочащееся зеленое бревно. Ноги – большие клоунские зеленые ботинки. На шее бантик.
2. Бабка-крокодилица, повитуха – старое пресмыкающееся с отвислыми грудями, пришитыми к животу в два-три ряда. На ней платок в горошек.
3. СемьяХОР из 4-х крокодилов (одинаковых)
4. Резиновые надувные крокодильчики – юная поросль.
5. Птенец – рослый мужчина в шортах с волосатыми ногами, подбритыми висками и гребнем на голове. Панк.
6. НАРАТОР — рассказчик, ведущий, с легкостью на ходу дела вступающий в контакт со зрителем.

Декорации простые, пусто, голо, зеленая марля, представляющая собой болотную воду. Крокодилы будут поднимать то выше, то ниже, в зависимости от того, как глубоко они «нырнули». Иногда они будут выставлять только ноздри для дыхания, а иногда «вода» будет доходить им до пояса или до колена. Все честно «шито белыми нитками».

Кроме болота есть еще одно место действия – поляна. Ее можно означить чахлой фанерной березкой.
Музыка по большей части корявая, неуклюжая. Пронзительная лирическая тема Крокодила-1. Пукающие инструменты – Птенец. Мычание, ворчание, сопение, чавканье, какофония, саксофон и барабаны – толпа крокодилов. «Горячий джаз» сменяется шаманскими ритмами, шаманство – милитаристским маршем – но все это с бурчанием, шуршанием, топаньем, лопаньем; почти постоянное отсутствие гармонии.

КАРТИНА 1.

Музыка. На сцене появляется НАРАТОР (рассказчик).

НАРАТОР: Вы слышали, что случилось с Крокодилом? Нет? Не слышали?

(Выходят крокодилы – пятеро мужчин – каждый в лапах несет большое белое яйцо)

НАРАТОР: Не с этим, не с этим, не с этим, не с этим…

(последним в строю крокодилов идет КРОКОДИЛ-1 с бантиком. Крокодилы ставят перед собой яйца, усаживаются в позу мыслителя и замирают в ожидании)

НАРАТОР (подходит к Крокодилу-1 и кладет ему руку на плечо): Вот с этим (обращается к зрителям). Как вы думаете, что они делают сейчас? Да! Они ждут появления своих детей. Ваши папы тоже так ждали, когда вы появитесь на свет. (очень серьезно). А теперь т-с-с! Послушаем, что говорят крокодилы.
(крокодилы из ХОРа говорят по одному, иногда ХОРом, могут импровизировать на тему)

ХОР: Сейчас он вылупится – и будет мой сын!
– А у меня – мой!

КРОКОДИЛ-1: В моем – будет ровно тридцать шесть сантиметров!
– И в моем – тоже тридцать шесть. Я уверен.
– Ой, боюсь, что в моем – будет тридцать шесть и одна десятая.
– Отклонения в одну-две десятых допускаются. Но не больше. Главное, у новорожденного крокодила должен быть большой желудок и маленькое сердце.
– А как важно, чтобы у малыша было ровно сорок хвостовых позвонков. Хвост – это самое важное место у крокодила. В нем заключена его жизненная сила.
– И мыслительные способности. Мы, крокодилы сильны не головным мозгом, а спинным.
– Еще очень важен цвет. Он должен быть… (ищет на себе и находит на майке или подмышкой) – вот такой. Цвета листьев манго на третьем месяце сезона дождей. И чтобы никаких пятен и оттенков. Я слышал, что однажды родился крокодил цвета простого огурца! (все вздрагивают)
– Да что вы?! Какие ужасы-то говорите! Если бы у меня такое случилось, я бы утопился.

КРОКОДИЛ-1: И я бы утопился.
– А я бы застрелился. Кх! (падает)
(пауза. На него смотрят).
Тот встает (смущенно): Я бы тоже утопился!

КРОКОДИЛ В ШЛЯПЕ: Еще важно количество зубов и строение челюсти. (поднимает и показывает образец зубастой челюсти – страшно ею лязгает). Тут все должно полностью соответствовать стандарту.

КРОКОДИЛ-1: Ну, в своем-тоя полностью уверен.
– И я уверен.
– И я.

НАРАТОР: Видите, как крокодилы относятся к своему потомству. Не то, что люди. Вон, вы какие все разные. Что в этом ХОРошего?
(Музыка. Страшный треск скорлупы, похожий на звук взламывающегося на реке льда. Выбегает бабка-крокодилица. Вместе с НАРАТОРом они выуживают из яиц резиновых крокодильчиков, измеряют их линейкой, прикладывают к чертежу – все крокодильчики одинаковые, стандартные. Звучит писк и кваканье новорожденных, а также гимн могучего и непобедимого племени крокодилов):

Мы – крокодилы – гордое племя
Мокрых зубастых коряг
Зеленые мы, и над нашим болотом
Зеленый трепещется флаг.

Припев:
Мы очень добрые, хорошие ребята!
Всегда готовы другу помощь оказать.
Но если кто чужой залезет к нам в болото,
Клянемся мы: ему несдобровать!
Клянемся мы, клянемся мы, клянемся,
Клянемся мы: ему несдобровать!

Зеленое небо, зеленые мысли,
Зеленые души внутри.
Зубов девяносто, глаза на макушке
И хвост, как бревно, позади.

Припев:

(Взрослые крокодилы, обвешанные гирляндами резиновых крокодильчиков, уходят счастливые. КРОКОДИЛ В ШЛЯПЕ тащит своих новорожденных шлейфом через зрительный зал, весело контактируя со зрителем.)

КАРТИНА 2.

На сцене остается только КРОКОДИЛ-1. Он сидит по-прежнему перед целеньким яйцом. Оно возвышается белой покатой вершиной над руинами скорлупы.
(нежная пронзительная мелодия)

НАРАТОР: Именно с этим-то крокодилом и случилась история. А какая? Сейчас посмотрим…

КРОКОДИЛ (яйцу): Эй… (стучит пальцем по скорлупе) А вот я тебя погрею. (садится на яйцо, укладывает вокруг свой холодный хвост, спрыгивает, растопыривает лапы, нежно): Ну, ну. Давай. Все УЖЕ! А ты ЕЩЕ… Ну… …Пожалуйста…

НАРАТОР (тоже протягивая руки): Ну… Ну!

(из яйца раздается: тук-тук-тук….нарастающий звук – от тихого, нерешительного – до могучего. Раздается страшный треск. НАРАТОР и Крокодил окаменевают. Появляется крокодилица с линейкой. Она по-деловому заглядывает в яйцо и с диким шумом падает без чувств. В ту же секунду из яйца высовывается ярко-желтая всклокоченная голова птенца с красным клювом и воинственным гребнем. Он озирается и вылезает целиком. Видимо, птенец будет выбираться не просто из яйца, а из дырки под сценой, просто вылезать через яйцо. Итак, птенец дает первый взгляд на мир. Мир, который ему предстоит покорить. Взгляд птенца изумленный и мощный. И очень смешной, символизирующий несоответствие наших амбиций реальному положению вещей.

Пауза.

Может быть, звук трубы – пу-у-у-ууу.

Птенец видит Крокодила. Они примерно одного роста и телосложения. Птенец делает первые неуверенные шаги по направлению к Крокодилу. Крокодил отступает в ужасе и растерянности. Исполняется некий танец: со стороны Крокодила – танец изумления и полного непонимания, что произошло и как жить дальше, а со стороны Птенца – танец восторга, упоения и завоевания места под солнцем. Бабка повитуха лежит без чувств. Крокодил и Птенец то и дело переступают через нее, как через бревно.
Звучит песня о неожиданности. Поют крокодил и НАРАТОР):

Бывает так, по радио сказали:
«Ни облачка на небе и жара».
Из дома вышел в майке и сандалях.
А там – сугробы, вьюга и зима.

Иной раз купишь булочку с повидлом,
Из-за повидла, собственно, купил.
А как откусишь – смотришь, нет повидла.
С капустой, получается, купил!

Себя считал ты умным и красивым,
Хотел играть в театре и в кино.
А оказался просто крокодилом,
Сидишь на стуле и глядишь в окно!

(птенец очень близко подходит к своему крокодилу. Музыка обрывается)

ПТЕНЕЦ: Па-па!

(крокодил останавливается. Все вокруг замирают. Крокодилица по-пластунски уползает, то и дело оглядываясь. В этой паузе НАРАТОР выходит на авансцену и обращается к залу):

НАРАТОР: Вот что случилось с крокодилом. На это еще не все, что с ним случилось…

КАРТИНА 3.

(Выходят крокодилы. Звучит басовитый нечленораздельный говор возбужденной толпы. Шум воды, шелест камыша, немного барабана)

КРОКОДИЛЫ: В нашем болоте такого – еще не бывало! Что скажут аллигаторы из соседнего болота?
– Скажут, что мы вырождаемся. Что у нас плохая наследственность.

(тем временем, на авансцене проходит наш Крокодил – бедный, понурый, с безжизненно волочащимся хвостом. За ним – то отставая, то перегоняя, дико подскакивая и вскрикивая, бежит неуклюжий Птенец. Он жизнерадостно поглядывает на сборище крокодилов, походя еще кого-нибудь клюнет.Крокодилы возмущенно и презрительно провожают их взглядами)

КРОКОДИЛЫ: Если не прекратить это безобразие, то пройдет немного времени, и каждый будет рождаться таким, каким захочет. Ни длину не соблюдать, ни ширину, ни форму черепной коробки.
КРОКОДИЛИЦА (держит на веревочках резиновых крокодильчиков): Попомните мои слова: это конец света. Мне еще бабка-покойница говорила, придут, говорила, такие времена, когда не останется кочки на кочке, солнце померкнет, звезды будут падать в болото, крокодилы станут лить слезы и скрежетать зубами, а из крокодильих яиц будет вылупляться всякая нечисть.

(Снова из одного конца сцены в другой проходят убитый горем Крокодил и чудовищно любопытный, повсюду сующий свой нос, ликующе жизнерадостный птенец. Проход этой парочки сопровождают какофонические звуки)

ХОР: Какой там «конец света»! Обычная безалаберщина и бестолковщина! Плюс халатное отношение к делу. Преступная безответственность! Кто за то, чтобы считать факт рождения этого крокодила не действительным, позорящим наше болото, наше племя и нашу семью?

(Все крокодилы единодушно поднимают лапы. Мимо них в третий и последний раз проходят Крокодил и Птенец. Крокодил останавливается. Пауза. Он опускает голову и … тоже поднимает лапу)
КРОКОДИЛ-1 (на авансцене): Я виноват. Я страшно виноват. Вот стоят мои друзья, мои родные и близкие. Они в меня верили, надеялись, а я?.. Ужас, что натворил!…

(Музыка. Звучит песня покаяния):

Виноват я во всем,
Виноватый,
Виноват я, что дождик пошел,
Виноват я, что осень настала,
Что грибов я в лесу не нашел.

Припев:
Кто же в этом виноват?
Кто во всем виноват?
Может, я виноват?

(ВСЕ):
Это ты виноват!
Виноват, виноват, виноватый!

Виноват я, что мокрое море,
Что в пустыне – ни капли воды!
На болоте отсутствуют горы,
В Антарктиде присутствуют льды.

Припев.
Вы видали верблюда? Он горбатый.
А медведя видали? Косолапый!
Льва видали, какой он косматый?
А оленя, какой он рогатый?

Припев:
Кто же в этом виноват?
Кто во всем виноват?
Может, я виноват?

(ВСЕ):
Это ты виноват!
Виноват, виноват, виноватый!

КРОКОДИЛ. Что я должен делать?

(Крокодилы собираются и совещаются. Слышен громкий непонятный говор на тарабарском языке, сопровождаемый мычаньем, ворчаньем и особенно сопеньем.

НАРАТОР. Сейчас решится судьба Крокодила и его Птенца. И вы знаете, у меня какое-то неХОРошее предчувствие. А у вас есть какие-нибудь предчувствия? Какие? У тебя какое, девочка, предчувствие? А у тебя, мальчик?

(Тишина. Только шелест камыша, ветер и разные таинственные шипщяие звуки нарушают ее)

КАРТИНА 4.

ХОР и КРОКОДИЛ-1.

ХОР: Мы тут решили, ты, вот что: сделай вид, как будто у тебя… никто не родился!

КРОКОДИЛ-1: А он? (показывает на Птенца.)

КРОКОДИЛЫ. Ам!
– Ам! Ам!
– Ам! Ам! Ам! Ам!
(Бьет барабан. Пауза)

КРОКОДИЛ-1: Понял.

НАРАТОР (зрителям): А вы поняли, что ждет бедного Птенца?

(Крокодилы выстраиваются в шеренгу. Крокодил решительно делает шаг в сторону Птенца. Птенец отступает. Танец и музыка нарастающей опасности. Дальше отступать некуда. Бац! Птенец упирается в стенку.)

НАРАТОР. Ах! Ох! (Подчеркнутые жесты страха и ужаса)

(Музыка стихает. Дело доходит до дела. Барабанная дробь – как в цирке при смертельном номере. Дробь стихает тоже. Крокодил открывает пасть. Примеривается.)
– За ногу! (подсказывают громким шепотом) За ногу!

КРОКОДИЛ-1: Понял. (открывает пасть и очень медленно, как в замедленной съемке, хватает Птенца за ногу. Птенец сначала смеется – думает, что с ним играют)

КРОКОДИЛЫ (шипят): Сдавливай челюсти!

КРОКОДИЛ (с наполненным ртом) Понял! (сдавливает)

ПТЕНЕЦ: Больно!

КРОКОДИЛ: (ошарашено поворачивается к крокодилам): Ему больно! (видно, что для него это невероятная неожиданность).

КРОКОДИЛЫ: Не обращай внимания! Проглоти, как таблетку! Даже не заметишь.

КРОКОДИЛ: Понял. (опять также медленно и бережно – хватает Птенца за крыло)

ПТЕНЕЦ: А-а-а-а!

(Крокодил вздрагивает и снова поворачивается к крокодилам.)

КРОКОДИЛ: Не могу.
– Ты должен.

КРОКОДИЛ: Понял.

(Он открывает пасть во всю ширь. И тут птенец распахивает объятия, обнимает своего Крокодила и нежно говорит: «Па-па!» Крокодил закрывает пасть, берет за руку птенца. НАРАТОР смотрит на зрителей, пожимает плечами. Крокодил, держа птенца за руку, трижды, тяжело топая, обходит вокруг него, как бы очерчивая некий спасительный круг, после чего медленно уводит его от крокодилов. Те ошалело смотрят им вслед. Перед тем, как исчезнуть со сцены, Крокодил оборачивается и патетически произносит):
Мой сын будет жить. Идем, Альфред! (уходит)

НАРАТОР: Вот что случилось с крокодилом. И это еще не все, что с ним случилось.

КАРТИНА 5.

Бешено звучит веселая музыка. Из-за НАРАТОРа выскакивает Птенец и поет радостную песню:

Какой я веселый мальчик,
Я мальчик – веселый.
Какой я веселый мальчик.
Ужасный я весельчак.
А папа такой угрюмый,
Мой папа, мой папа,
И очень мрачная мама,
Мама, родная моя!

Бабушка смотрит волком,
Учительница туча-тучей,
Насупленный друг-товарищ,
И дедушка сыч-сычом.
А я ничего, я веселый,
Пою себе и танцую,
Раз все вокруг такие,
Что мне теперь – умирать?
Ля-ля-ля-ля-ля-ля……………..

(Птенец пускается в пляс. Крокодил-отец внимательно и с любовью смотрит на него, держа подмышкой огромную книгу «Зоология». Рядом стоит НАРАТОР и тоже пританцовывает. Крокодил смотрит на себя, потом на Птенца, снова на себя – оглядывает свой хвост. Пауза. Вздох)

КРОКОДИЛ: Нет, ты не крокодил.

ПТЕНЕЦ (останавливается): А кто же я?

НАРАТОР: А кто же он?

КРОКОДИЛ: Сейчас посмотрим. (садится, листает книгу) Черепаха? (оценивающий взгляд на птенца). Нет, ты не черепаха. Кенгуру?

(Птенец радостно прыгает, ползает, он готов быть объявленным кем угодно)

КРОКОДИЛ: Нет, не кенгуру.

НАРАТОР (вторит ему). Нет, не похож.

КРОКОДИЛ. Тигр?? (Птенец корчит страшные рожи и рычит).

ПТЕНЕЦ: Я – тигр!..

(Крокодил вздыхает, отрицательно мотает головой).

КРОКОДИЛ: Может быть, дельфин? (Вместе с НАРАТОРом заглядывают в книгу.) Нет. А-а-а-а! Вот ты кто! Ты птица!

ПТЕНЕЦ: Настоящая птица?

КРОКОДИЛ: Да пока не совсем. Ты птенец.

ПТЕНЕЦ: Пап! Я есть хочу.

КРОКОДИЛ: Есть? Сейчас посмотрим, чем надо кормить птенцов. (Читает). Жуки, червяки, мошки, многоножки, сколопендры… (чешет в затылке) понятия не имею, кто это… «бабочки!»… О! Бабочки! Это я знаю…

(Птенец смотрит на зрителей и облизывается при каждом упоминании о вкусных насекомых. НАРАТОР повязывает ему передничек, дает огромные вилку и ножик)

ПТЕНЕЦ (Крокодилу): Ну, давай бабочек!

КРОКОДИЛ: Их еще поймать надо!

ПТЕНЕЦ: А какие они?

КРОКОДИЛ: Ну, бабочка – она … Вот такая…

(Крокодил показывает, какие бывают бабочки. Вместе с НАРАТОРом они исполняют танец порхающих бабочек. К ним присоединяется и Птенец с ножиком и вилкой).

Песнь о бабочках.

Бывают бабочки зубастые, как тигры.
Они рычат и щелкают зубами,
Живут они в таинственных берлогах
И на охоту вылетают вечерами

Припев:
О, эти бабочки известны всем на свете
Своим полетом легкокрылым над травой,
За ними бегают и взрослые, и дети,
И даже коллекционируют порой.

Бывают бабочки орлиные, бывают,
С таким размахом крыльев – метра два,
Когда взлетают, небо закрывают,
Лишь солнца виден луч едва-едва.

Припев.
Бывают бабочки подземные-кротовки,
Они летают прямо-прямо под землей
И до Америки от нас без остановки
Летят сквозь Землю, как пчелиный рой.

Припев:
Бывают бабочки и снежные, бывают,
Они рождаются в сугробах по ночам,
Они в полете вьюгу поднимают,
Весной стремятся к северным морям.

Припев:
О, эти бабочки известны всем на свете,
Своим полетом легкокрылым над травой,
За ними бегают и взрослые, и дети,
И даже коллекционируют порой.

(Пока они поют, из-за болотных кочек высовываются угрюмые крокодилы, в финальный проигрыш вплетается недовольная крокодилья речь, неясная и нечленораздельная, какой она становится всякий раз, когда крокодилам надо выразить осуждение в чистом виде. Правда, при этом они широко используют мимику и красноречивый жест, что Крокодил окончательно свихнулся. Они то высовываются из воды, то ныряют, слышится мерное хлюпанье, хлопанье хвостом по воде, кажется, что их там миллиард. Последний припев о бабочках поют только птенец и Крокодил.

НАРАТОР почуял опасность и тревожно обернулся. Крокодилы прячутся. Но сообразительный НАРАТОР уже все понял).

НАРАТОР: А в это время на болоте…

КАРТИНА 6.

Сборище крокодилов, бабка-крокодилица с маленькими крокодилами на веревочке. Крокодилы мычат песню без слов. Очень грозную:

Мы… мы… не допустим,
Мы… мы… мы… не дадим,
Мы… мы… мы прекратим.

(Выходит Охотник. Это серьезный человек с ружьем, в шляпе с пером, с охотничьей сумкой на плече, весь обмотанный лентами с гильзами, в болотных сапогах)

ХОР И ОХОТНИК.

ОХОТНИК: Вызывали?
– Мы давно вас ждем. Вы охотник?

ОХОТНИК: Да.
– Настоящий?

ОХОТНИК: Обижаете.
– У вас есть удостоверение?

ОХОТНИК: Пожалуйста. (Показывает)
Один из крокодилов читает: «На-сто-я-щий»! А какой у вас разряд?

(Охотник достает из кармана, протягивает бумажку)

КРОКОДИЛ (берет бумажку, читает). «Са-мый пер-вый»! А печать есть?

ОХОТНИК: Есть.
– Отлично!

(Крокодилы начинают круговой ход вокруг Охотника, постепенно сужая кольцо. Все это выглядит довольно зловеще. Сплошной круг создают шумно волочащиеся тяжелые крокодильи хвосты)

– Мы слышали, у вас есть мечта?..

ОХОТНИК (потупившись): Да, есть.
– Портфель из крокодиловой кожи?

ОХОТНИК (пауза): Да.
– Есть у нас один крокодил, у него такая прекрасная кожа… Из нее выйдет отличный портфель. Вы-ы понимаете, о чем я говорю?..

ОХОТНИК (радостно): Кажется, да, начинаю понимать… А он большой?
– Кто?

ОХОТНИК: Ну, тот крокодил. Мне хватит еще на сапоги?
– Значит, у вас не одна мечта, а две?

ОХОТНИК: Три… Один портфель и два сапога!
– Какой у вас размер?

ОХОТНИК: Сорок четвертый.
(Крокодилы совещаются, переговариваются, показывают размер ноги, круг разрушается)
– Хватит.

ОХОТНИК: Где он? (поднимает ружье, прицеливается, ищет прицелом нужного крокодила, переводит дуло ружья с одного на другого, палит).
(Крокодилы в ужасе начинают метаться, прятаться друг за друга, за рассказчика – НАРАТОРа, прыгать в зал, прятаться за детей, ложиться на землю, кричать. Охотник палит, куда ни попадя, жуткая стрельба. Может быть, сбивает крокодилам кепки и шляпу. В самих крокодилов он не попадает).

КРОКОДИЛЫ: Это не я!
– Не я!
– Это не мы!
– Он там, на поляне! У него на шее розовый бант!

ОХОТНИК: На поляне?.. Ну что же вы… (Опускает ружье). Так бы сразу и сказали. .. (Поправляет амуницию и уходит под тревожную музыку).
Один из крокодилов кричит вслед Охотнику: Послушайте! Мы вам забыли сказать. У этого Крокодила есть птенец, которого он очень любит.

ОХОТНИК (останавливается). Лю-юбит?.. Понял!

НАРАТОР (испуганный за судьбу Крокодила). А вы поняли?! (Охотник в сопровождении НАРАТОРа шагает на полянку.
НАРАТОР поет. Охотник вторит ему и подпевает).

Песня о великой цели:

Как важно, как нужно и как хорошо,
Когда впереди у вас ясная цель.
Тогда вас уже не страшит ничего,
Тогда ваш корабль не сядет на мель.

Одна, но манящая в дальнюю даль,
Как свет негасимой и яркой звезды,
Прямая, великая, главная цель,
Лишь к ней мы стремимся на крыльях мечты.

Иди к своей цели отважно и верь,
Ни шагу назад – впереди твоя цель,
Прямая, великая, ясная цель –
Из крокодиловой кожи портфель!

КАРТИНА 7.

КРОКОДИЛ-1 и Птенец ходят по сцене, спускаются в зрительный зал, дико озираются.

ПТЕНЕЦ (кричит): Ну, где же она, бабочка? (На бантик у какой-нибудь девочки) Это не бабочка?

НАРАТОР: Нет.

ПТЕНЕЦ: Ты кто?

ДЕВОЧКА: Я, девочка.

ПТЕНЕЦ: А ты (какой-нибудь большой тете)… не бабочка? А ты?..

(Общая радость. По сцене крадется за бабочкой КРОКОДИЛ-1. Внезапно за его спиной с ружьем наизготове появляется Охотник. Шаг в шаг, след в след. Он крадется за своим Крокодилом. Соответствующая музыка, страшная тревога. Неожиданно за спиной Охотника появляется Птенец. Точно таким же образом шаг в шаг, след в след он крадется за Охотником. Охотник останавливается и внимательно прицеливается вКрокодила. Птенец тоже останавливается и тихонько стучит по плечу Охотника. Тот вздрагивает и оборачивается. Крокодил продолжает следить за бабочкой и, ничего не замечая, уходит за кулисы)

ПТЕНЕЦ (Охотнику): Ты бабочка?

ОХОТНИК: А ты Птенец?

ПТЕНЕЦ: Да, я Птенец.

ОХОТНИК: А у тебя есть папа Крокодил?

ПТЕНЕЦ: Мой папа – Крокодил.

ОХОТНИК: Ну, тогда я бабочка.

(Охотник начинает подпрыгивать, махать руками и упархивает» в кусты. Птенец, издавая воинственные вопли, кидается за Охотником. Они оба скрываются. Затем слышится возня, сдавленные крики и тишина. Появляется Крокодил. Он поймал большую бумажную бабочку)

КРОКОДИЛ (ищет птенца): Альфред!.. Альфред!.. (НАРАТОРу). Вы не видели Альфреда?

(НАРАТОР совершенно потрясенный, глазами показывает на кусты. Над кустами поднимается шляпа Охотника с пером. Потом появляется его физиономия)

КРОКОДИЛ: Альф… (видит Охотника).

ОХОТНИК: Я взял Альфреда в заложники.

КРОКОДИЛ (в неописуемом волнении) Альфреда? (Опускает глаза, видит красные ноги птенца, торчащие из куста).

ОХОТНИК: Вы понимаете, мне нужна ваша кожа. Я бы мог вас убить из ружья, видите, у меня ружье с оптическим прицелом? Но… кожа… в ней же будет дырка. Вы понимаете?

КРОКОДИЛ: Да, понимаю.

ОХОТНИК: А мне из нее еще делать портфель. Что это будет за портфель? С дыркой? Из него будут высыпаться важные документы.

КРОКОДИЛ: Да, я вас очень хорошо понимаю.

ОХОТНИК: Ну, вот и отлично. Тогда давайте договоримся по-ХОРошему. Я вам Альфреда, а вы мне вашу… шкуру. Надеюсь, Альфреда вы любите больше жизни?

КРОКОДИЛ: Да.

(Пауза)

ОХОТНИК: Ну, в таком случае приступим.

(Пауза)

КРОКОДИЛ: Послушайте. У меня к вам просьба. Альфред еще маленький. Он без меня пропадет. Давайте сделаем так, я вам пока отдам хвост, (отвязывает свой хвост), а все остальное потом по достижении Альфредом возраста первого полета.

(Крокодил со своим хвостом в руках поет арию о хвосте, который он сейчас утратит.)

Ария о хвосте и о любви:

Пока есть хобот у слона и шея у жирафа,
У носорога крепкий рог, у крокодила хвост,
Спокойно вертится Земля,
И солнце светит на меня!..
Доволен я своей судьбой,
Мой хвост и ты, мой дорогой Альфред, родной… (обращается к Птенцу).
Неразделимы вы со мной,
Не-раз-дели-и-имы!

Пока с тобой твой верный хвост,
Ты не какой-нибудь прохвост,
Нормальным все тебя считают, милым,
Вполне достойным крокодилом.
Доволен я своей судьбой,
Мой хвост и ты, мой дорогой,
Неразделимы вы со мной
Не-раз-дели-мы!

Но за тебя, но за тебя (обращается к Птенцу в кустах)
Отдать я все готов.
Не только лапы или зуб,
Всю голову и шею,
Но даже хвост, зеленый хвост,
Мой сильный, умный, честный хвост,
Хвост я не пожалею. (Отдает хвост Охотнику, обращается к Птенцу).

… Доволен я своей судьбой…
Ведь ты со мной, Да, ты со мной…
Неразделимы мы с тобой,
Не-раз-де-ли-мы.

(Охотник рассматривает хвост, меряет его линейкой или сантиметром, ощупывает материал на грядущий портфель, удовлетворенно кивает).

ОХОТНИК: Ну, хорошо, так и быть. Я ведь и сам собираюсь жениться. Иметь детишек. На портфель мне, пожалуй, хватит и хвоста. А на сапоги… (пауза) смотрите, не обманите.

(Примеривается, глядя на спину и живот крокодила – возможно, щупает. Охотник берет хвост и уходит, уволакивая его по сцене. Крокодил вытаскивает Птенца из кустов. Тот с завязанными за спиной «руками» и с кляпом во рту. Крокодил развязывает веревки, вытаскивает кляп. (Или лента, заклеивающая рот).

ПТЕНЕЦ: Папа!!!

КРОКОДИЛ: Сынок!!!

ПТЕНЕЦ: … Эти бабочки такие… (обиженно расправляет затекшие члены).

КРОКОДИЛ: Нет, Альфред, это была не бабочка.

(птенец замечает, что у Крокодила нет хвоста.)

ПТЕНЕЦ: Ха-ха-ха! А где твой хвост?

КРОКОДИЛ (оглядывается, вздыхает): Погулять пошел.

ПТЕНЕЦ: Ха-ха-ха!

(и Крокодил тоже грустно улыбается).

НАРАТОР: Вот что случилось с Крокодилом! Самого страшного все-таки с ним не случилось. Пока…

(Музыка. Крокодил и птенец исчезают. Появляются крокодилы)

КАРТИНА 8.

НАРАТОР: Прошло два месяца.

КРОКОДИЛЫ (в болоте):
– Долго мы еще будем терпеть это безобразие?
– Это надругательство?
– Нарушение всех норм и устоев!
– Это вызов общественному мнению.
– Вы слышали, у него уже выросли перья? Говорят, что он учится летать!
– А этот бывший крокодил спокойно разгуливает без хвоста!
– Слух о нем уже докатился до соседнего болота.
– Скоро нашу Родину назовут Болотом бесхвостых крокодилов!
– Над нами уже цапли смеются!
– Что сказали бы на это наши отцы и деды?
– Мы позорим их память.
– Пришла пора решительных действий.
– Какие будут предложения?

(Тревожная музыка.)

НАРАТОР: Слышали? Снова над нашим Крокодилом сгущаются черные тучи. А как он там?..
(Крокодил и Птенец на поляне. Крокодил учит заметно оперившегося птенца летать. У Крокодила огромная книга под названием «Учись летать». Крокодил заглядывает в нее и затем показывает Птенцу позы, движения, упражнения)

КРОКОДИЛ: Альфред, у тебя недостаточно развиты грудные мышцы. Вот есть ХОРошее упражнение… (Растягивает эспандер. Птенец повторяет за ним) Теперь покажи бицепс! Нет, это не бицепс! Надо подкачать!

(НАРАТОР подтаскивает им гирю или гантели. Птенец «накачивается»…)

НАРАТОР: А что же крокодилы?

(Птенец и Крокодил на поляне исчезают, появляются Крокодилы в болоте. Они ходят по кругу по-шамански и бормочут какие-то заклинания).
– Есть предложения?
– Думай, крокодил, думай!..

(Снова ходят и поют свою «думающую песню» без слов. Но все-таки с трудом возникают и слова.)

Песня думающего крокодила:

Крокодильи мысли рождаются в муках,
Их нужно долго с терпением ждать.
Мысли у нас не роятся, как мухи,
Непросто их, ох как непросто поймать.

– Кто-нибудь, что-нибудь придумал?(Пауза)
(Снова ходьба-танец с песней-бурчаньем).

НАРАТОР: Думайте, крокодилы, думайте, а нам надо посмотреть, как там наши отец и дитя?

(появляются Крокодил и птенец.)

КРОКОДИЛ: Вот здесь в книге написано: «Надо развивать мускулюс глютеус. Для развития мышц мускулюс глютеус надо двести пятьдесят раз присесть, триста раз попрыгать через скакалку, а для укрепления вестибулярного аппарата – бегать вокруг дерева…» Показываю…

(Оба приседают, прыгают, бегают и… падают.)

НАРАТОР: Как вы думаете? У них получится?.. Сомневаюсь! А Крокодилы? Додумались до чего-нибудь?

(Снова болото. Продолжается круговой танец и песня-бурчание).

Продолжение песни думающего крокодила:

Вот, кажется, будто одна промелькнула,
Хорошая, кажется, мысль в голове!
Но где же она, где же, где? Обманула!
Вильнула хвостом и исчезла в траве!

(Пауза и продолжение хода).
(Появляются Крокодил и Птенец).

КРОКОДИЛ: Главное, Альфред, во время полета изо всех сил надувать летательный пузырь. У птиц в этом месте (показывает себе на грудь) есть специальный летательный пузырь. Они когда летят, они его раздувают (смотрит в книгу). За счет этого пузыря, Альфред, уменьшается удельный вес птицы. (Птенец наивно смотрит на крокодила) Показываю. (Страшно надувается, подпрыгивает и падает).

НАРАТОР: (Заслышав грохот падения крокодила). Ой! (Втягивает голову в плечи.)
(Продолжается крокодилий водоворот в болоте. Думанье на полную катушку, бурчанье. Один из них спрашивает: «Есть предложение?» Все замирают и снова идут бурча. Пауза. «Есть предложение»?

(Пауза)
– Есть! Их надо… поймать!
– Правильно!
– Верно!
– Отличная идея!
– Посадить в клетку! Повесить таблички и … У нас будет свой… Зо-о-парк!

(Огромная пауза).
– Гениально!

(Нашедшего выход из положения обнимают, поздравляют с прекрасной идеей. Он воодушевлен. Аплодисменты. Крокодилы вытаскивают на сцену небольшой квадратный загончик и осторожно крадутся шаг в шаг, катя его перед собой. Звучит походная музыка)
НАРАТОР: Вот до чего додумались! Что будет? Бедные Крокодил и Альфред!

(На поляне Крокодил и Птенец.)
КРОКОДИЛ (читает): Очень важная часть полета – отрыв от земли. Показываю… Сгибаешь колени… Переносишь всю тяжесть тела с пятки на носок. (Показывает, падает вместе с Птенцом.) Только не слишком далеко… (снова показывает)… И плавно отталкиваешься от земли под углом в сорок пять градусов. Показываю… (Встают, готовятся, пробуют, падают с грохотом)
(В этот момент из засады выскакивают крокодилы и накрывают их загончиком)

КАРТИНА 9.

На сцене стоит загон. Там сидят наши пленники. Их головы немного торчат над прутьями «загона». Крокодилы страшно довольные, развалились перед клеткой и поют раздольную песню удовлетворенных крокодилов:

Мы так хотим вдыхать болотный газ
И слушать жаб вечернею порою,
Когда шевелит ветер камыши
И солнышко садится за горою.

Припев:
Мы крокодилы, мы знаем, как надо
Жить на земле и в воде,
Мы правила строгие все соблюдаем,
И нас уважают за это везде.

Там в облаках курлычут журавли,
И льется с неба несказанный свет,
А мы в болотной нежимся грязи
И думаем, что будет на обед.

Припев:
Мы крокодилы, мы знаем, как надо
Жить на земле и в воде.
Мы правила строгие все соблюдаем,
И нас уважают за это везде!

(Внезапно из загона с шумом – фр-р-р-р! вылетает огромный Птенец. Если это не кукольный театр – за то время, что поется песня, Птенца-актера в загоне можно заменить на привязной аэростат, надутый водородом – в виде Птенца. К этому «Птенцу» можно прикрепить мегафон, транслирующий голос Птенца-актера с земли)

КРОКОДИЛЫ: Ой! Ах! Смотрите!.. Где? Что?

ПТЕНЕЦ (сверху): Па-па! Я полетел! Видишь? Давай ко мне!..

КРОКОДИЛ (в загоне). Что ты?! Как я полечу? У меня же нет крыльев!..

КРОКОДИЛЫ:
– Как он полетит???
– Ха-ха-ха!
– Полетел один такой!
– Нет, вы видали? Один все-таки улетел!
– Зато второй будет всю жизнь сидеть в этой клетке и веселить наших детей!

ПТЕНЕЦ: Давай, давай! Папа!

КРОКОДИЛ: Я не могу! Улетай один!..

ПТЕНЕЦ: Тогда я возвращаюсь.

КРОКОДИЛ: Не-ет! Лучше уж я …

КРОКОДИЛЫ:
– Ха-ха-ха! Вы слыхали? Лучше уж он…
– Совсем спятил!
– Вы только поглядите на него!

(Крокодил подпрыгивает, но безрезультатно. Шум, музыка, бубны, колокольцы, топот, крики…)

ПТЕНЕЦ: Согни ноги в коленях и плавно отталкивайся от земли! Пузырь надувай!..
(Из загона со страшным шумом сорвавшейся с места стаи альбатросов взмывает к небу аэростат в виде бесхвостого Крокодила.)

КРОКОДИЛ: А-а-а!

КРОКОДИЛЫ (в шоке): Стой! Куда?!

Звучит песня крокодильего изумления:

Зачем летает он, зачем летает?
Ведь рождены мы ползать и нырять!
А он, гляди, гляди, что вытворяет!
Нет, мы не можем этого понять.

Припев:
Ведь мы не мошки, не стрекозы и не пчелки,
Не сойки, не орлы, не перепелки.
Ведь мы не «боинги», не «миги» и не «илы»,
Мы земноводные, мы крокодилы!..

КРОКОДИЛЫ: Ни с места! Стрелять будем! Где Охотник? Охотник!

ОХОТНИК: Я здесь!

КРОКОДИЛЫ: Стреляйте скорее! Уйдет! Он же вам шкуру обещал!

ОХОТНИК: Когда это было!.. С тех пор я вступил в Общество охраны крокодилов. И теперь я не охотник, а ученый-биолог. Вы даже не представляете, как мало на Земле осталось крокодилов, тем более таких, летающих… Да им вообще цены нет…
(Машет Крокодилу рукой).

Крокодилы продолжают песню изумления:

А может, он и не был крокодилом?
Хвост прицепил, прикинулся своим…
А сам-то ангелом всегда был легкокрылым,
Иль даже инопланетянином каким?

Припев:
Ведь мы не мошки, не стрекозы, и не пчелки,
Не сойки , не орлы, не перепелки,
Ведь мы не «боинги», не «миги» и не «илы»,
Мы земноводные, мы крокодилы.

(Крокодил и Птенец поднимаются все выше, кричат, ликуют и смеются. Все в растерянности смотрят на них. Потом друг на друга)

Песня продолжается:

А может, их и не было на свете?
– Кого? Бесхвостого?…
– Да, с ним еще птенец.
– Конечно, не было, к чему вопросы эти?
Их никогда тут не было. Конец.

(Припев поется, уже не поднимая головы, как будто ни в чем не бывало.) Припев:

Ведь мы не мошки, не стрекозы и не пчелки,
Не сойки, не орлы, не перепелки.
Ведь мы не «боинги», не «миги» и не «илы»,
Мы земноводные, мы крокодилы.

(Танцуют, все-таки немного подпрыгивая.)

НАРАТОР: Вот что случилось с Крокодилом. И теперь это все, что с ним случилось.
(Поднимает голову машет Крокодилу рукой.)

Родилась в Москве. После окончания факультета журналистики МГУ работала как журналист в периодической печати. Член Союза писателей России. В течение десяти лет вела на «Радио России» передачу «В компании Марины Москвиной», делала авторские документальные фильмы для телевидения. Руководила творческой мастерской в Союзе писателей и Институте современных искусств.